Стоит ли устанавливать ГБО на автомобиль

Стоит ли устанавливать ГБО на автомобиль

Немного исторических фактов

Мало кто знает, что газ в качестве топлива для обеспечения работы агрегатов был использован несколько раньше бензина. Первые опыты с такими машинами проводились еще в 20–40 годах 19 века. Тогда ученые использовали в качестве движущей силы смесь водорода, метана и углекислого газа. 

В 1860 году впервые в истории человечества была запатентована машина, работающая на практически аналогичном топливе. На ее основе в дальнейшем был изобретен простейший одноцилиндровый двигатель, который затем еще долгое время использовался для оснащения моторных лодок.

В этой связи не стоит забывать и Николаусе Отто, именем которого сегодня называется принцип работы двигателей внутреннего сгорания. Первые опыты Отто проводил именно с газовыми смесями.

В начале 20 века ученые стали получать газовые смеси путем сгорания древесины или угля в специальных установках. При этом бензин и дизтопливо в мире производились уже практически массово. К слову, в Германии и СССР в те времена наблюдался недостаток нефтяных ресурсов, поэтому изобретателям и производителям приходилось мириться с недостатками транспортных средств, использующих газовые смеси.

СО₂ в сочетании с твердым топливом является низкокалорийной смесью, поэтому мощность моторов оставляла желать лучшего. Да и сокращение запаса хода, увеличение нагрузки на все механизмы и манипуляции, в том числе запуск двигателя, были колоссальными.

Плюс состоял в том, что именно сырье для производства топлива было доступно, нужно было лишь немного его обработать. В результате газогенераторы буквально сошли на нет к 30-м годам. По утверждению историков, автомобили с ними в советских колхозах и совхозах просуществовали аж до 70-х годов прошлого века.

Предполагается, что история газобаллонного оборудования началась в 50-х послевоенных годах. Именно рачительные европейцы считаются основоположниками этого новшества. Итальянцы первыми стали выпускать системы для переоборудования бензиновых двигателей в газовые. Сегодня на отечественном рынке недостатка в выборе таких систем не наблюдается. Свою продукцию предлагают итальянские, польские, голландские, турецкие и даже отечественные предприятия. 

Преимущества газа перед бензином

О том, стоит ли ставить газовое оборудование на машину, полемика между автовладельцами всегда разгорается нешуточная. Одни утверждают, что это выгодно и недорого, другие уверяют, что в штате автопроизводителей работают специалисты, которые лучше знают, какое топливо подходит именно для этой марки машины, и любое вмешательство может навредить технике. По сути, правы обе стороны, но поговорим о преимуществах газа перед бензином подробнее:

·      продукты горения газа являются гораздо более экологичными в сравнении с выхлопами от бензина;

·      увеличивается интервал замены моторного масла, поскольку темнеет и разжижается оно гораздо медленнее. Еще один плюс — внутренняя поверхность самого двигателя остается гораздо более чистой;

·      в сравнении с практически идентичным расходом топлива стоимость газа практически в два раза ниже. 

Мало кто может поспорить с тремя приведенными выше фактами. Однако существует и перечень минусов, о которых тоже стоит знать тем, кто собирается поменять топливные системы на авто:

·      потеря мощности. Один из самых безобидных минусов. Ощутимо теряют в мощности авто, на которых установлен ДВС объемом до 2 литров. Этот факт объясняется тем, что газ имеет большее октановое число и при неизменной степени сжатия горит дольше и хуже. Современные ГБО частично решают эту задачу, но фактический параметр сжатия даже при помощи современной электроники поправить невозможно;

·      температура выпуска и прогорание клапанов. Горение газовой смеси происходит гораздо медленнее, нежели бензиновой. Именно поэтому нагрузка на выпускной коллектор возрастает, а температура клапанов гораздо более высокая. Это происходит по той причине, что в процессе замены в двигатель никто не заглядывает и не увеличивает зазор, где очень скоро образуется нагар;

·      взрывоопасность. Резервуары с горючим являются взрывоопасными. Во время удара или нагрева могут сдетонировать и произойдет взрыв. Кроме того, радиус поражения от горящего баллона значительно больше, нежели чем от бензобака.

·      изменение конструкции ТС. В данном случае речь идет о бюрократическихпрепонах. То есть, помимо того, что вам нужно будет пережить период перемен, основная сложность именно для владельца заключается в системе официального оформления изменений в конструкции: внесение отметок в ПТС, проведение регулярной поверки, которая тоже стоит денег;

·      уменьшение полезной площади. Речь идет о баллоне с газом, который в любом случае будет красть пространство;

·      утечка газа чревата не только повышением взрывоопасности, но и несет риски для здоровья людей, находящихся в салоне;

·      пуск. В холодную погоду запуск двигателя затрудняется. Этот факт объясняется тем, что меняется геометрия двигателя;

·      свечи. Температура горения газа выше, поэтому нагрузка на свечи зажигания больше, а центральный электрод оплавляется гораздо быстрее. Желательно через каждые 10 000 км чистить зазор, либо поставить иридиевые свечи или специальные газовые.

Наконец, любая машина стоит определенной суммы денег, и немалых. Перед тем как решить вопрос о переоборудовании, желательно много раз хорошо подумать о том, когда сделанная замена может окупиться. Обязательно примите во внимание стоимость самого газового оборудования (~30 000 рублей), работы мастеров, оформления, поверки.

Ориентировочная стоимость ГБО

Очень часто автовладельцы задумываются об установке ГБО, преследуя цель — сэкономить на топливе. Несомненно, экономическая составляющая играет немаловажную роль. Цены на топливные системы напрямую зависят от марки и модели установки и других факторов:

·      для четырехцилиндровых двигателей стоимость колеблется в интервале от 23 000 рублей до 36 000 рублей;

·      для восьмицилиндровых — от 40 000 рублей до 75 000 рублей.

Вспомогательные манипуляции увеличивают указанные цифры почти на 10 000 рублей. К ним относится, например, установка заправочного клапана для люка бензобака или покрытие баллонов декоративным материалом. Официальное оформление установки будет стоить не менее 5000 рублей.

Подробнее об экономии

Многие автовладельцы интересуются, стоит ли ставить газовое оборудование или нет. В первую очередь, если вы накатываете в год не более 20 000 км, рентабельность такого вложения не обоснована. Специалисты рекомендуют менять систему в следующих случаях:

·      когда автомобиль относится к среднему или малому классу, при этом накатывает гигантские пробеги;

·      если машина — тяжелый внедорожник с многолитровым мотором и расходом топлива в пределах 20 литров на 100 километров.

К примеру:

·      цена 95 бензина сегодня варьируется в пределах 47 руб./л;

·      цена пропан-бутана — около 25 руб./л;

·      расход топлива (для среднего авто) при практически аналогичном расходе — 8 литров на 100 км.

Экономия с 1000 км составит 1760 рублей. Цифра довольно внушительная для тех, кто проводит большую часть времени «на колесах» и практически неощутимая для водителей, привыкших, к примеру, зимой передвигаться на общественном транспорте.

Немного о мнимых сложностях

По утверждениям специалистов автомобиль с установленным ГБО на заполненном баллоне может проехать до 1000 км. Большинство автолюбителей, единожды установив систему, предпочитают ездить только на газе. Возврат к бензиновому топливу может быть обоснован только сложностями с поиском газовой заправки. Подобных станций гораздо меньше, чем бензиновых и в подавляющем большинстве случаев они расположены довольно далеко от дома или работы. 

Кроме того, существует ряд нюансов, связанных с самим процессом заправки:

·      как правило, на них нет заправщиков, и весь процесс приходится проводить автолюбителю самостоятельно;

·      при заправке авто запах газа неизменно просачивается внутрь салона (даже в том случае, когда заправочный штуцер выведен под колпачок бензобака), поэтому рекомендуется высаживать пассажиров, а после заправки проветрить салон.

Поездки за границу: сколько стоит газ

По оценкам заядлых путешественников, именно в путешествиях за границу газобаллонные системы окупаются с лихвой. В Европе газ стоит «копейки», и парочка деловых или туристических поездок окупят всю установку и оформление ГБО.

На большинстве европейских заправок газ в среднем продается по 0,6 евро за литр, тогда как стоимость бензина колеблется в пределах 2 евро. 

Важные нюансы

Инновационная система ГБО предусматривает бензиновый запуск двигателя, после чего автоматика сама переключает потребление на газ. Нужно заметить, что в зимнее время расход бензина несколько увеличивается. Цифра несущественная, но ее стоит отнести в статью дополнительных расходов.

Помните, что ограничения на въезд автомобилей с ГБО существуют на въезд в подземные паркинги или другие непроветриваемые боксы, ангары. Это объясняется опасностью скопления газа в случае его утечки. Газовая смесь несколько тяжелее воздуха и скапливается внизу, что чревато взрывом.

Многие автовладельцы рекомендуют заправлять баллон на 80%, не более. Это позволит избежать проблем с повышением давления в системе на жаре.

ТО для ГБО

Газобаллонное оборудование требует индивидуального и регулярного технического обслуживания. Оно заключается в проведении ряда манипуляций:

·      замене фильтров;

·      осмотре всей системы и выявлении неисправностей.

Такие правила вполне объяснимы. ГБО — установка, которая практически полностью интегрирована со всеми другими системами авто:

·      контроля;

·      питания;

·      охлаждения;

·      электрооборудования.

Поскольку каждая из них должна работать без сбоев, рекомендован регулярный техосмотр. Схема плановых ТО для ГБО:

·      первая поверка производится через 10 месяцев после установки оборудования;

·      далее через каждые 50 тыс. пробега следует менять резиновые прокладки в клапанах и магистралях;

·      через каждые 7,5 тыс. км пробега — воздушные фильтры;

·      через 15 тыс. км— газовый фильтр.

Ориентировочная стоимость техобслуживания составляет 3000 рублей. Ремонт и техобслуживание ГБО обходится несколько дороже, чем бензиновый двигатель. 

Подводя итоги, стоит посчитать реальную экономию, которую получит водитель, используя ГБО для пробега в 300 000 км. С учетом разницы ценника на бензин/газ, существующего на данный момент, эта цифра составит приблизительно 400 000 рублей.

Однако вы уверены, что такое положение вещей сохранится надолго и стоимость топлива не изменится?

Дата статьи: 03.12.2020 14:23:00

Возврат к списку


Наверх