26 октября 2021

Установка метановых систем для установщика: за и против. Часть 3

  1. Статьи

Сложности установки

В среде установщиков бытует мнение, что сам газ (метан) более прихотлив, а установка метановых систем довольно сложна и проблематична. Отчасти это действительно так – есть нюансы, но они есть при установке любого технически сложного устройства в автомобиль. Однако, преодолев эти нюансы, потребитель получает авто, который работает гораздо чище и более качественно.

Метан хранится и проходит по трассе под определенным давлением, этот факт накладывает свои ограничения и диктует ряд требований к оборудованию.

Конструкция, вес и материалы исполнения баллонов отличаются от пропан-бутановых. Они бывают нескольких типов: 1-ый – облегченные цельнометаллические, 2-ой и 3-ий – металлопластиковые (металлокомпозитные), 4-ый – композитные. При этом фиксирующие крепежные ленты для метановых баллонов должны быть существенно шире, чем для пропан-бутановых, – 50-70 мм против 20-30. Запорная арматура и мультиклапаны имеют свои отличия, отличается конструкция редуктора — он имеет меньшую камеру подогрева газа, прокладка сделана из более толстой резины, чтобы не деформироваться под давлением. Подкапотную и багажную часть системы соединяют более надёжные, рассчитанные на высокое давление, металлические трубки.

Пропан-бутановый баллон довольно легко устанавливается в нишу запасного колеса. Метановое оборудование более громоздкое. Оно требует от установщика наличия соответствующей рамы, при помощи которой осуществляется монтаж. Крепление, когда устройство просто притягивают лентами к полу, недопустимо. Именно поэтому на СТО должно быть собственное хорошо налаженное производство кронштейнов, варочное оборудование, отрезные станки.

Стенд для монтажа баллона позволяет качественно (чтобы не допустить утечку газа в последующем) и эффективно (чтобы не сорвать резьбу) ввернуть в него вентиль. Это одно из главных отличий от пропан-бутановых систем, в которых на баллон просто устанавливается мультиклапан на шести винтах.

Дальнейшие этапы установки метанового ГБО несильно отличаются от пропан-бутанового. Блок управления, проводка, рампа газовых форсунок – они аналогичны.

Однако во время монтажа потребуется подобрать инжектора другого размера (зависит от автомобиля).

Настройка ГБО

Различий в настройке метановых и пропан-бутановых систем достаточно много, но все они являются нюансами. Например, при ускорении в пропан-бутановом комплексе настраивается стратегия обогащения газовоздушной смеси, в метановом этот процесс происходит с точностью до наоборот. Это вызвано главным образом физическими и химическими свойствами самого вещества. Так, октановое число метана составляет 120 (у пропана-бутана 105). Температура его горения выше, чем у пропана-бутана. Важно, чтобы газ поступал в систему дозировано и успевал сгорать. Это необходимо для нормальной работы двигателя автомобиля.

Многие автомобили с установленным комплектом CNG (метан) в обязательном порядке нуждаются в изменении угла опережения зажигания. Решить проблему можно несколькими способами, а именно установив вариатор угла опережения зажигания и выполнив двухрежимную прошивку ЭБУ автомобиля. Вместе с тем не на всех транспортных средствах можно поставить вариатор УОЗ. Решающее значение при этом имеет конструкция самого двигателя, особенности его датчиков. Сейчас производители моторов активно внедряют в свои агрегаты различные технологии, обеспечивающие их топливную экономичность, экологичность. Речь идет, в частности, о системах непосредственного, комбинированного впрыска. Особенно стоит упомянуть Valvetronic, систему управления фазами газораспределения и подъемом клапанов. При наличии всех вышеупомянутых систем установка вариатора УОЗ невозможна.

Главная сложность настройки метанового ГБО заключается в том, чтобы определить, какой именно датчик коленвала стоит на автомобиле – двухпроводной, трехпроводной или цифровой. При этом цифровой датчик можно проверить только при помощи осциллографа, который имеется в наличии далеко не на каждом СТО.

Угол опережения зажигания должен определяться по бензиновой карте производителя. Программа настройка автомобиля учитывает множество параметров от качества топлива до температуры окружающего воздуха. На высоких режимах в раннем УОЗ нет необходимости.

Время

Что касается временных затрат, то, конечно, процесс установки метановых систем занимает больше времени. Так за один рабочий день на СТО средних размеров можно установить два метановых комплекта, в том время как за аналогичный срок из СТО может выехать уже четыре автомобиля на пропане-бутане.

Обучение специалистов

На сегодняшний день не существует обучающих курсов по установке метановых систем, что исключает возможность быстрой переквалификации специалистов. В данном случае главная стратегия установщика — это обращение к знающим коллегам, сообществу, только перенимая их опыт и знания, можно в короткий срок освоить данную работу. Некоторые компании-производители, например, Digitronic, OMVL, «Академия ГБО» периодически проводят тематические семинары, на которых можно почерпнуть много полезной информации.

По мнению одного из наших технических специалистов на данный момент в среднем по стране только 20% установщиков обладают необходимыми компетенциями и подготовкой для установки метановых систем. Это означает, что в целом ниша установки метановых систем ещё свободна.

При этом в южных регионах страны и на Кавказе метановые системы распространены намного больше. Отчасти «мода» на метан перекочевала из стран СНГ — Таджикистана и Узбекистана, где метан как топливо используется очень широко.

Выгоды перехода на метан

Если вы установщик и задумываетесь о том, чтобы начать работать с метановыми системами, предлагаем вам для анализа и размышлений следующие преимущества установки ГБО на метане.

Для начала работы в этом направлении потребуется особое оборудование, однако, частично устройства можно изготовить самостоятельно. Некоторые этапы монтажа метановых комплексов схожи с пропан-бутановыми и требуют идентичного оснащения.

Заинтересовать потенциальных клиентов установкой ГБО на метане можно информацией о достоинствах самого вида топлива, минимальном росте цен на газ за год в сравнении с другим газомоторным топливом (рост цены за последний год: метан 8,6%, пропан-бутан 13,7%, бензин 9,3%); а также стоимости пробега 1 км, который на метане составляет 1,3 руб., на пропане-бутане – 2,2 руб., на бензине – 3,8 руб. (расход метана приблизительно равен расходу бензина).

Качество газового топлива, а также его стоимость, регулируется государством, в отличие от пропана-бутана, что позволяет рассчитывать на некоторую стабильность работы в этой сфере.

Любая СТО может стать участником государственных программ поддержки и развития рынка газомоторного топлива, что позволит ее клиентам получать дополнительные бонусы при установке метановых систем.

Получать необходимые знания и перенимать опыт в области установки ГБО на метане можно, активно общаясь в профессиональном сообществе и посещая профильные тематические семинары, которые устраивают крупные компании-производители.

Заказать звонок

Заполните форму обратной связи и наши менеджеры свяжутся с вами в ближайшее время