26 октября 2021

Установка метановых систем для установщика: за и против. Часть 2

  1. Статьи

Во второй части материала затронем следующие важные аспекты этого решения:

  • Оборудование vs готовые решения.

  • Развитие инфраструктуры.

  • Государственная поддержка.

  • Технические нюансы установки.

Поехали!

Газобаллонное оборудование для метана

Средняя стоимость ГБО для метана с установкой в Москве и Московской области составляет порядка 80-100 тыс. рублей. В Нижнем Новгороде порядок цен такой же. В других регионах, возможно, стоимость ниже, но незначительно. Эта цена в несколько раз выше цены аналогичного оснащения для пропана-бутана. Главная причина – высокая стоимость оборудования, которая объясняется необходимостью хранения метана под давлением около 200 атмосфер и потребностью в более прочных баллонах, газ в которых содержится под давлением, что в свою очередь влияет и на другие составляющие системы. Только стоимость баллона может составлять 25% от общей суммы.

Готовые решения

Если заняться установкой метанового ГБО нет возможности, потребитель всегда может воспользоваться готовыми решениями, которые предлагает современный автопром.

В последнее время список серийных автомобилей на метане неумолимо пополняется новыми представителями. Среди них в первую очередь стоит упомянуть Lada Vesta, Lada Largus. Заводские вариации не требуют отдельной легализации ГБО. Обе версии обладают бензобаком. Пробег на полной заправке метаном превышает 1000 км. Часть цены такого авто можно компенсировать по программе EcoGas. В некоторых регионах клиенты получают топливные карты, которые предоставляют скидку 50% на первые 1500 кубометров газа.

Кроме вышеупомянутых моделей стоит упомянуть микроавтобус ГАЗель NEXT, среднетоннажник ГАЗон Next, Volkswagen (Caddy), КАМАЗ-5490 NEO, семейство легких коммерческих автомобилей IVECO Daily и магистральные тягачи IVECO Stralis. Многие ведущие автопроизводители, как то Volvo, Opel, Audi, Scania, наладили массовый выпуск метановых автомобилей, включая технику для строек, леспрома, карьерных работ. Эти модели ни в чем не уступают бензиновым аналогам. Однако, они, как и любые другие транспортные средства, нуждаются в регулярном техническом обслуживании, что позволяет говорить об отдельном направлении работы СТО.

Заправочные станции

Заправить автомобиль метаном можно на специальных компрессорных станциях АГНКС (автомобильные газонаполнительные компрессорные станции). В конце прошлого года в нашей стране насчитывалось порядка 530 таких станций. В каждом из регионов России в среднем 15-25 АГНКС.

Сеть АГНКС в нашей стране планируется активно развивать. Согласно постановлению №1308 от 29 августа прошлого года на строительство 79 станция для заправки СПГ, расположенных вдоль основных федеральных магистралей, будут выделены субсидии до 1 октября 2023 года. Существуют планы «Газпрома» потратить до 2030 года 241 млрд. рублей на строительство 2,5 тысяч газовых заправок. Компания «Роснефть» разработала совместный проект с китайской фирмой Beijing Gas, в рамках которого будет построено 170 газовых заправок (АГНКС и заправок на СПГ) к 2028 году.

Специалисты отмечают стабильный рост потребления природного газа в качестве автомобильного топлива. Так, в 2015 году для заправки машин использовано 490 млн кубометров, в 2019 972 млн кубометров, в 2020 более 1 млрд. кубометров (на фоне снижения заправки классическими видами топлива — бензином (-5,6% до 32,8 млн т) и дизелем (-6,7% до 35,5 млн т). К 2024 году объем потребления природного газа в качестве моторного топлива увеличится до 2,7 млрд. кубометров, а через 10 лет превысит 10 млрд. Число заправочных станций на метане возрастет до 1,2-1,4 тыс., что неизбежно повлечет за собой рост числа автомобилей на газу.

Государственная поддержка

Высокая стоимость метановых систем и их установки является довольно серьезной преградой в вопросе популяризации метана в широких слоях населения. Бороться с ней помогают государство и программы субсидирования.

Министерство энергетики совместно с Министерством транспорта и Министерством промышленности и торговли разработало федеральную программу «Развитие рынка газомоторного топлива». Она предполагает выделение из бюджета 174,7 млрд рублей на субсидии производителям автомобилей, нефтегазовым компаниям, региональным властям на закупку общественного транспорта и другим участникам рынка.

Так, нефтяным и газовым компаниям, занятым в строительстве новых заправочных станций, будут компенсировать от 25 до 40 процентов понесенных расходов. На это в 2019-2024 годах выделено 40 млрд рублей.

Производителям автомобильного транспорта на газе выделено в общей сложности 67,5 млрд рублей. Правительство предполагает увеличить парк метановых машин до 274 тыс. единиц. К 2030 году количество автомобилей, использующих газ, может достигнуть 700 тыс. единиц. В самых развитых (в плане газификации автомобилей) регионах действует программа субсидирования установки метанового оборудования. Бюджетные средства покрывают до 60 процентов расходов собственника транспортного средства, еще 30 процентов оплачивает компания «Газпром». В прошлом году по данной схеме было переоснащено больше 10 тысяч машин.

При реализации программы «Развитие рынка газомоторного топлива» к 2030 году годовой экономический эффект снижения топливных затрат на всех видах транспорта оценивается более чем 300 млрд рублей.

Таким образом, если СТО начинает устанавливать метановые системы, она в той или иной мере становится участником государственной программы и может рассчитывать на его поддержку.

Никто и ничто не мешает действующему установщику в них аккредитоваться и доносить актуальную информацию о пользе метана до потенциальных клиентов и, таким образом, постепенно двигать метан в массы.

Кроме государственной поддержки можно при установке ГБО воспользоваться и одной из коммерческих программ «Газпром газомоторное топливо», а именно «Первый раз – первый газ», «EcoGas – экономия для Вас!+» или «EcoCity». Каждая из них предлагает определенные преимущества.

Техническая сторона

Как начать ставить метан?

Для того, чтобы установщику начать ставить метановые системы, нужно не так уж много. Один из главных элементов оборудования – компрессор высокого давления на 200 атмосфер, позволяющий вести проверку на утечку газа после установки баллона.

Кроме того, установщику, несомненно, потребуются специальные ключи для закручивания метановых вентилей в баллон. Обычные рожковые или газовые ключи в данной ситуации не подойдут.

Стенд (станина) для монтажа метановых баллонов — это тот инструмент, то оборудование, которое значительно упрощает жизнь специалисту СТО. Он обеспечивает надежную фиксацию баллона во время вворачивания в него вентиля. В коммерческой продаже подобного оборудования просто не существует — каждый установщик изготавливает его самостоятельно. Кроме того, есть определенные требования, в том числе и к рабочему месту, чтобы установка метана и его последующая эксплуатация были безопасными.

Кроме того, установщику, несомненно, потребуются специальные ключи для закручивания метановых вентилей в баллон. Обычные рожковые или газовые ключи в данной ситуации не подойдут.

Стенд (станина) для монтажа метановых баллонов — это тот инструмент, то оборудование, которое значительно упрощает жизнь специалисту СТО. Он обеспечивает надежную фиксацию баллона во время вворачивания в него вентиля. В коммерческой продаже подобного оборудования просто не существует — каждый установщик изготавливает его самостоятельно. Кроме того, есть определенные требования, в том числе и к рабочему месту, чтобы установка метана и его последующая эксплуатация были безопасными.

Заказать звонок

Заполните форму обратной связи и наши менеджеры свяжутся с вами в ближайшее время