Эта статья написана для людей не знакомых или мало знакомых с понятием ГБО. Ниже вы узнаете основные понятия и разъяснения для ответа на вопрос «ГБО что это?». Содержание написано легко-доступным и понятным языком, в котором разберется любой автомобилист, вне зависимости от технической подготовленности.
Содержание статьи:
Аббревиатура ГБО расшифровывается, как газобаллонное оборудование. Иногда понятие ГБО встречается в медицинской литературе, но, все же широкое распространение этот термин получил именно в автомобильной отрасли. Из расшифровки аббревиатуры понятно, что речь идет о газе, баллоне и каком-то оборудовании, как мы выяснили ранее для автомобиля. Давайте, разбираться…
Итак, мы выяснили, что ГБО это в машине. Наверняка, многие видели на Газелях такие красные баллоны. Вот собственно в этих баллонах и перевозится газ. Который, как вы уже догадались, используется в качестве альтернативы бензину. И, возникает закономерный вопрос: ГБО в автомобиле что это и зачем? Ездит автомобиль на бензине и хорошо. Так, да не совсем. Оказывается, можно передвигаться на авто также хорошо (почти, если уж совсем честно), но, заметно экономней. В общем, что имеем: и бензин и газ горят. Но, газ значительно дешевле бензина. Пропан более, чем в 2 раза, а метан, так почти в 3 раза. И, при том, что эффективность горения близкая, получается экономия сопоставимая с разницей в цене на газ и бензин на АЗС. Ознакомимся подробнее с процессами работы двигателя на газу и на бензине.
В данной статье мы не будем говорить о дизельном топливе, так как там происходят несколько отличные процессы. Да, и расход на дизеле заметно меньше, чем у бензиновых двигателей, и экономия становится не столь очевидной, если мы не говорим о промышленных масштабах.
Итак, один из основных показателей топлива для двигателей это октановое число. Октановое число обозначает сопротивляемость топлива к детонации (взрыву) при сжимании. Чем значение выше, тем лучше сопротивляемость топлива. Давайте, проясним, как это работает. Итак, поршень в цилиндре сжимается, после чего возникает искра от свечи, топливо загорается, и поршень двигается в обратную сторону производя механическое движение, которое передается на коробку передач, и, в конечном итоге на колесо, которое крутится, и машина движется. Так вот, чем выше октановое число, тем больше может сжиматься топливо, позже возгораться, и соответственно более эффективно передавать механическую тягу за счет большей энергии возгорания.
Как раз марки бензина АИ-92, АИ-95 и показывают октановое число. То есть, бензин АИ-95 более энергоемкий (читай, эффективный), нежели АИ-92. А что же газ? Внимание, у пропана октановое число около 105, у бутана около 100, а у метана так примерно 110. То есть, газ эффективней, чем высокооктановые бензины! Понятно, что двигатель рассчитанный на бензин, не будет сжимать топливо более, чем это задано в настройках автомобиля. Но, при этом, за счет более высокого октанового числа, практически исключена возможность детонации газа, что улучшает работу двигателя и срок его службы.
Следующими важными аспектами являются скорость горения и теплоотдача. Не будем углубляться в химические и физические процессы. Заметим только, что скорость горения смеси воздуха с бензином и с газом примерно равны, и могут отличаться в ту или иную сторону в зависимости от дополнительных показателей. Теплоотдача бензина несколько выше, то есть бензин передает чуть больше энергии, нежели газ. Именно этим объясняется слега повышенный расход газа (смесь пропан/бутан) в сравнении с бензином. В зависимости от настроек газобаллонного оборудования расход газа от 5% до 20% выше расхода бензина. По той же причине, на газе есть незначительная потеря мощности до 5%. Немного теории, кому интересно, можно почерпнуть здесь:
https://intergasservice.ru/articles/szhizhennyy-neftyanoy-gaz-kak-alternativa-benzinu/
Итак, после того, как мы выяснили, что газ является достойной альтернативой бензину в качестве топлива, давайте ответим на вопрос: гбо что такое на машине…
В качестве газовой смеси берем наиболее распространенный в России вариант пропан/бутан. Оборудование также возьмем наиболее популярное на данный момент 4-го поколение — предназначено для всех типов инжекторных двигателей с распределенным впрыском.
Есть еще двигатели с непосредственным впрыском, когда бензин подается сразу в цилиндр двигателя. Надо сказать, что есть решения установки ГБО и для таких двигателей, но, они серьезно дороже, и их рассматривать здесь мы не будем.
Перечислим из чего состоит газобаллонное оборудование 4-го поколения:
Мы не будем подробно разбирать технические особенности каждого элемента, а выясним какую фактическую работу они исполняют.
Итак, вы установили газовое оборудование, например, в одном из наших установочных центров: https://intergasservice.ru/installation-centers/. И, что дальше, как всё работает? Начинается всё, очевидно, с заправки газом. Как правило, в заправочном люке автомобиля устанавливается ВЗУ — оно не большое, и легко туда интегрируется. Полная заправка занимает 2-5 минут, в зависимости от размера баллона. Газ закачивается под давлением до 16 атмосфер, чтобы принять жидкое состояние — при температуре -43 градуса и выше, газ начинает испаряться. Баллон заправляется на 80-90% емкости, чтобы был запас для расширения газа при повышении температуры внешней среды (скажем зимой заехали на мойку или в торговый центр).
Небольшое отступление про баллоны. Сам по себе баллон может быть выполнен в форме цилиндра. Либо, в форме тора (типа тюбинга для катания с горок). Цилиндр вмещает больше, зато баллон в форме тора удобно помещается в отсек для запасного колеса. И, если вы ездите в основном по городу, то тор более удобен для легковых автомобилей, так как, не отнимает место в багажнике. Ну, а в дальнюю дорогу запасное колесо придется все же брать...
От баллона из-за давления газовая жидкость по трубке движется в сторону редуктора. На пути может стоять отдельный газовый клапан, который перекрывает подачу газа, если от ЭБУ перестает поступать электрический сигнал. Это происходит, если возникает какая-то неисправность в газовой системе. Итак, газ в жидкой фазе добрался до редуктора, задача которого из жидкой фазы сделать газообразную. Давление понижается, жидкость превращается в газ, в следствие чего редуктор охлаждается (такой физический закон). Поэтому редуктор встраивают в автомобильную систему охлаждения жидкости, которая горячая и она подогревает редуктор. Именно, чтобы разогреть редуктор, автомобиль изначально заводится на бензине, и по достижению определенной температуры (от 30 до 50 градусов Цельсия — зависит от настроек, которые задает установщик) охлаждающей жидкости, автомобиль автоматически переходит на газ. В самом редукторе также есть газовый клапан, который выполняет ту же функцию, что и отдельный газовый клапан, который описан выше. Зачем 2 клапана с одной функцией? Да, в общем для большей надежности/безопасности при минимальном увеличении стоимости оборудования.
Хорошо, мы имеем газ для питания двигателя. Как же он туда попадает? Тут в действие вступает мозг газовой системы, а именно электронный блок управления (ЭБУ). Он подключается к бензиновому блоку управления, который дает команды бензиновым форсункам, сколько бензина подавать в двигатель. Разбирать принцип работы бензинового двигателя и его взаимодействия с бензиновым блоком управления, мы, конечно, не будем. Нам собственно, необходимо понять, что газовый ЭБУ считывает информацию с бензинового ЭБУ, чтобы определить необходимую дозу подачи газа. Итак, мы получили данные, сколько газа необходимо двигателю, и в этот момент, газовый ЭБУ отключает бензиновые форсунки полностью или частично, если программа в зависимости от настроек определит, что необходим долив бензина. Ну, и далее, газовый ЭБУ отдает команду на открытие газовых форсунок, которые выполняют ту же задачу, что и бензиновые, а именно, подают топливо во впускной коллектор автомобиля, где образуется газо-воздушная смесь. Понятно, что газовый ЭБУ подключен к различным газовым датчикам и клапанам, а также контроллеру в салоне автомобиля.
Газовые форсунки также важны в работе системы, как редуктор и газовый ЭБУ. О том, чем они отличаются, какие производители лучше, мы поговорим в одной из следующих статей. Заметим только, что с газовыми форсунками интегрирован датчик давления (аналогично бензиновым форсункам). И, если давления не достаточно, то газовый ЭБУ отключит работу газового оборудования, и автомобиль автоматически вернется в штатный режим работы на бензине.
Заметим, напоследок, что в салон выводится контроллер, который, во-первых, может принудительно переключать режим работы газ/бензин (управляется водителем), а также показывает уровень газа в баллоне и регистрирует ошибки.
В целом, мы разобрались с вопросом «гбо что такое на машине». Выяснили, что в качестве топлива газ обладает схожими с бензином характеристиками. Само оборудование не несет принципиальных конструктивных изменений в автомобиле. Пожалуй, есть смысл обсудить кому подойдет ГБО, дать некоторые общие рекомендации и проговорить тему безопасности, которая зачастую активно муссируется на просторах Интернета.
ГБО это для кого:
Рекомендации, для тех кто планирует поставить или поставил ГБО:
Безопасность:
В заключение подведем итог, что ГБО это разумно, безопасно и выгодно! В данной статье мы говорили о смеси пропан/бутан. В одной из следующих статьях выясним, что там с метаном, и в чем особенности и различия при использовании этих газов.