Газ вместо бензина для автотранспорта популярен благодаря экономической выгоде такого решения. Какие виды газового топлива используются, чем они отличаются, какое оборудование при этом требуется и как выбрать подходящий вам вариант — расскажем в статье.
Для использования газа в качестве топлива в автотранспорте необходимо обеспечить безопасность, его эффективную подачу, сохранение эксплуатационных качеств автомобиля. Поэтому важно выбрать оборудование, которое будет соответствовать виду топлива, габаритам и техническим характеристикам транспортного средства.
Первый вариант — сжиженный нефтяной газ (СНГ), или пропан-бутановая смесь, которую чаще называют просто пропаном. Этот продукт переработки нефти почти вдвое дешевле бензина. Хранится в сжиженном виде в специальных баллонах под давлением около 15 атмосфер.
Второй — метан, природный ископаемый газ, для хранения которого требуются толстостенные баллоны из стали или композитов, где поддерживается давление 200 атм.
Что лучше — метан или пропан — зависит от вида ТС и особенностей его эксплуатации. Плюсы и минусы обоих видов газового топлива представлены в таблице:
Газ |
Достоинства |
Недостатки |
Пропан-бутановая смесь |
Низкая стоимость (по сравнению с бензином на 35-50 %) |
Расход выше бензина на 5-10 % |
Доступность — предлагаются на большинстве АЗС |
||
Удобство установки — можно ставить в нишу для запасного колеса или в другие пространства |
||
Сохранение мощности двигателя |
||
Доступные расценки на изготовление и монтаж оборудования |
||
Метан |
Стоимость ниже, чем у бензина, на 60-70 % |
На данный момент на большинстве АЗС не предлагается ГБО более массивное — сложнее установка Потеря мощности около 10 % |
Экологическая безопасность |
||
Низкий расход |
||
Потенциальная доступность, учитывая тенденции добычи природного газа |
||
Может устанавливаться на автомобили с дизельным двигателем |
В чем разница ГБО на пропан и метан? ГБО для метана из-за высокого давления в баллоне более дорогое и сложное. Его целесообразно ставить на активно эксплуатируемый транспорт, например, в регулярных грузовых и пассажирских перевозках. Пропан, учитывая доступность на заправках и стоимость изготовления и монтажа оборудования, подойдет и для легковых автомобилей, но не малолитражек. Просчитать характеристики и затраты на ГБО помогут специалисты компаний по его производству и установке — правильность выбранных параметров и выполнения операций влияет на срок службы и безопасность, поэтому данные вопросы лучше не доверять «гаражным» мастерам.
Можно слышать о том, что двигатель быстрее изнашивается из-за более высокой температуры горения газа, чем бензина, а риск взрыва при утечке также выше. При этом из-за небольшого объема баллона может требоваться более частая заправка. На практике негативное влияние на двигатель минимизируется при грамотном выборе газового оборудования. Плановое техобслуживание своевременно выявит и устранит неполадки, а благодаря большому количеству в стране АЗС с пропаново-бутановой смесью вы всегда будете с нужным топливом. Отметим еще один нюанс — полностью демонтировать бензиновое или дизельное оборудование не рекомендуется, оно требуется для зажигания в мороз и в некоторых других случаях. Это и ответ на вопрос, можно ли ездить и на газу, и на бензине.
При правильном выборе характеристик и качественном изготовлении и монтаже ГБО использование транспорта будет более экономически выгодным, чем при езде на бензине или дизеле. Устанавливать его лучше после окончания срока гарантийного обслуживания, но когда ТС планируется использовать еще более 3 лет — это позволит окупить установку оборудования и получить дополнительную прибыль.