Все еще есть автовладельцы, уверенные в том, что автомобили с ГБО могут взрываться и вообще далеко не безопасны в эксплуатации. Многие, убежденные в этом ошибочном мнении, отказываются от установки газового оборудования, даже с учетом его экономичности и других преимуществ. В реальности, чтобы устроить пожар при использовании ГБО в автомобиле, нужно действительно постараться. В этой статье поговорим на тему современных систем ГБО и их безопасности.
В данной статье речь пойдет о ГБО четвертого поколения. Именно его используют для установки в новые автомобили и с пробегом на протяжении почти десятилетия. Нужно сказать, что ГБО предыдущих версий действительно менее безопасны, нежели четвертой, что вполне объяснимо с точки зрения постоянной модернизации систем.
Если говорить о вероятности взрыва, то автовладельцев пугает именно сам баллон с газом. Безусловно, в случае серьезного ДТП, сдетонировавшая или возгоревшаяся от искры смесь может превратить авто в груду металла. Получается, что ужасы, которые рисуют себе водители, вполне обоснованы? Однако не стоит паниковать заранее!
В качестве топлива используется не газообразная субстанция, а сжиженный газ. Данная субстанция на вид напоминает аналогичную той, которой заправляют зажигалку или даже похожа на обычную воду. Газ находится в емкости под давлением от 16 до 18 атмосфер, что значительно стабилизирует состояние смеси. То есть, она настолько же опасна, насколько стандартный бензин или солярка. Вероятность взрыва возможна только в случае утечки газа, возникшей в результате повреждения магистрали. Никакое ДТП, даже с деформацией стенок баллона, без нарушения его герметичности, не способно вызвать взрыв.
Однако в системе заправки газовой смеси предусмотрен один важный нюанс — баллон заполняется только на 80%, остальные 20% объема оставляются на естественное расширение газа при повышении температуры окружающей среды. В противном случае, емкость под избыточным давлением изнутри может просто разрушиться. За соблюдением данного правила следит адаптированный в систему заправки мультиклапан, который отключают подачу газа в случае достижения оптимального объема внутри.
А, если, он сломается? Тогда на помощь придет собственный клапан газозаправочной станции. Он не допустит превышения заданного объема топливной смеси в баке при заправке. До максимального объема заполнить газовую емкость невозможно. Получилось? Тогда на помощь приходит клапан сброса излишнего давления. Сработавший на сигнал датчик автоматически включит систему сброса и клапан устранит проблему, выпустив лишний пропан-бутан из баллона.
Теоретически в данной ситуации шанс взорвать баллон, из которого в багажник был выпущен лишний газ, уже есть. Однако для этого нужно попадание искры или воздействие прямого огня. Откуда они возьмутся в багажном отделении? Дело в том, что добавленный в газовую смесь одорант (своеобразный ароматизатор) имеет довольно неприятный, специфический запах и при достижении концентрации смеси в воздухе около 2 % вы точно заметите утечку и успеете устранить проблему задолго до ее вероятного возникновения.
Газовые магистрали — система трубок, по которой движется газ. Они изолированы, равно как и баллон, изготовлены из ультрапрочного материала, нанести повреждения которому достаточно сложно. Бесспорно, при небрежном отношении к технике этот вариант присутствует, но взорвать машину при этом все же невозможно.
Теперь дело в скоростном клапане. Именно этот элемент не позволяет газу выходить наружу с высокой скоростью. Определив наличие проблемы, клапан автоматически захлопывается и уже не открывается до ее устранения. Это предотвращает любую вероятность возникновения ЧП. Открывается скоростной клапан только после того, как заработает противопожарный клапан на емкости. Этот элемент открывается и закрывается нажатием кнопки, расположенной в салоне машины. В результате в системе остается газ, которого бы хватило на заправку пары зажигалок, а таким объемом что-то взорвать невозможно.
Нужно заметить, что многие системы современных ГБО гораздо более безопасны, нежели привычные для всех бензиновые или дизельные. Стоит только напомнить, что подачу топлива в трубки бензинового или дизельного оборудования прервать не представляется возможности. Оборванная магистраль так и будет пропускать топливную смесь, пока та не закончится.
Гораздо проще поджечь обычный бензобак, нежели добраться до газа в баллонах ГБО. Почему? Ответ максимально простой — бензин возгорается при температуре от 400°С, сжиженный газ — от 600°С.