Министр энергетики Александр Новак предложил вице-премьеру Юрию Борисову в качестве антикризисной меры увеличить долю субсидий из бюджета на перевод автомобилей с бензина на газомоторное топливо в два раза — с 30 до 60% от стоимости переоборудования. Еще 30% расходов выделит «Газпром» за счет маркетинговых программ своей «дочки» «Газпром газомоторное топливо» (основной поставщик газа для транспорта). Владельцам автомобиля останется заплатить лишь 10% стоимости перевода техники на газ.
Представитель Борисова сказал РБК, что правительство поддержало предложение министра.
Переход на газомоторное топливо (имеется в виду компримированный природный газ) может быстро и значительно, на 60–65%, снизить затраты владельцев автомобилей на бензин и дизель, пояснил Новак. В обращении речь идет о малом и среднем бизнесе, а также гражданах, включая самозанятых, для которых расходы на топливо являются значимой и социально чувствительной статьей в условиях распространения коронавирусной инфекции.
По данным на март 2020 года, в России было 484 заправки с газомоторным топливом, 329 из них принадлежат группе «Газпром». Объем реализации КПГ на заправках «Газпрома» в России в 2019 году вырос на 30%, до 779,3 млн куб. м. Председатель совета директоров «Газпрома» Виктор Зубков лично курирует программу развития газомоторного топлива.
На московских заправках средняя стоимость литра бензина АИ-95 на 15 июня составила 47,41 руб., дизельного топлива — 47,69 руб. Средняя цена 1 куб. м природного газа составляет 16,73 руб. Это в три раза дешевле нефтяных видов топлива. Не трудно посчитать: для легкового автомобиля со средним расходом 7 л топлива (эквивалентен 7 куб. м газа) на 100 км стоимость одного километра пути на газе обойдется автовладельцу в 1 руб., на бензине — в 3 руб.
Легковой автомобиль можно переоборудовать на газ за 30–100 тыс. руб. в зависимости от его класса и мощности, грузовой — от 100 тыс. до 500 тыс. руб, микроавтобус — 100–150 тыс. руб. Таким образом, перевод автомобиля на газ окупает себя при пробеге 20 тыс. км, а сейчас это становится рентабельным уже при пробеге от 10 тыс. до 15 тыс. км.
В списке компаний, которым особенно выгодно переоборудование автомобилей на газ: таксопарки, предприятия, которые занимаются перевозками и доставками, магазины, а также граждане, которые активно путешествуют и ездят на дальние расстояния, включая дачников.
По данным Минэнерго, в 2019 году было переоборудовано на газ около 15 тыс. автомобилей. Но с началом эпидемии в 2020 году спрос на перевод машин упал из-за ограничения передвижений и падения доходов малого и среднего бизнеса. В этой ситуации инициатива Новака выглядит оправданной. При тех же расходах бюджета (700 млн руб. в год) автомобилисты, для которых перевод на газ выглядел дорогим удовольствием, теперь смогут решиться на этот шаг при необходимости потратить всего 10% стоимости переоборудования.