Система непосредственного впрыска топлива существует намного дольше, чем принято считать. Технология прошла долгий путь доработок, а сейчас такой системой оснащается практически каждый современный автомобиль. Рассмотрим подробнее, как она развивалась и в чем ее особенности.
Принцип прямого впрыска топлива первоначально разрабатывался в отношении дизельных моторов. Любопытно, что первым изобретателем стал русский специалист Вадим Аршаулов – он еще в начале XX века создал технологию, которая в несколько измененном виде используется и в наши дни. В дальнейшем велись разработки по ее применению в машинах с бензиновыми моторами.
Прямой впрыск топлива начал активно использоваться далеко не в XXI веке, как думают многие. Его начали применять еще во время Второй мировой войны: в частности, этот принцип использовался в двигателях немецких истребителей «Мессершмидтов» для повышения эффективности работы мотора. В отношении автомобилей технологию внедрили немного позже: первой серийной моделью с двигателем на бензине и прямым впрыском топлива стал Mercedes-Benz 300 SL Gullwing – машина начала выпускаться в 1954 году.
Однако технология не сразу прижилась на бензиновых моторах, так как управлять прямым впрыском до изобретения электроники приходилось вручную. Когда в автомобили начали активно внедряться электронные компоненты, было решено вернуться к ней – это произошло уже в конце двадцатого столетия. Первая автомобильная марка, в которой был реализован прямой впрыск топлива с электронным управлением, – Митсубиси. Технология получила название Gasoline Direct Injection (сокращенно GDI). Впоследствии она начала внедряться и другими автопроизводителями, хотя каждый из них давал ей свое название. Например, в автомобилях БМВ она называлась HPI, а у Мерседес-Бенц – CGI.
Принцип этой технологии состоит в подаче горючего топлива непосредственно в цилиндры. В привычной системе распределенного впрыска топливо подается до клапанов во впускной коллектор. Процесс полностью контролируется бортовым компьютером: форсунки по сигналу в нужный момент подают топливо непосредственно в цилиндры.
У такого принципа впрыска есть несколько преимуществ:
Однако у технологии есть не только преимущества, но и недостатки. Прямой впрыск топлива требует максимально качественного горючего. Если система установлена на автомобиль, его нужно будет заправлять только бензином марки АИ-98. Если использовать низкокачественное горючее, это быстро приведет к загрязнению форсунок и клапанов. Постепенно на них начнет накапливаться налет, который невозможно будет смыть. Кроме того, со временем могут начаться неполадки в работе ТНВД.
Проблема особенно актуальна для покупателей подержанных автомобилей, оснащенных системой непосредственного впрыска. Новый хозяин авто не сможет проверить, какое топливо использовал предыдущий владелец, соблюдал ли он требования к эксплуатации и обслуживанию. Из-за этого велик риск приобрести проблемный автомобиль, у которого в ближайшее время возникнут поломки топливной системы. Их устранение потребует сложного и дорогостоящего ремонта двигателя.
Даже если купить новую машину с завода и соблюдать все рекомендации по качеству топлива, все равно потребуется проводить регулярное обслуживание топливной системы, чтобы избежать загрязнения форсунок и клапанов. Профилактика обязательно проводится с интервалом не больше 50 тыс. км пробега.
Отказаться от системы прямого впрыска топлива уже невозможно: она доказала свою результативность, используется в большинстве современных авто. Однако при покупке такой машины владелец должен помнить, что ему придется вкладываться в профилактическое обслуживание, чтобы поддерживать топливную систему в исправном состоянии. В противном случае она очень быстро выйдет из строя и потребует долгого восстановления.