Об установке ГБО на автомобиль можно встретить противоречивые мнения. Оно существенно снижает расходы на покупку топлива, однако многие водители серьезно опасаются утечки газа и возможности взрыва. Рассмотрим подробнее, как работает газобаллонное оборудование и можно ли считать его опасным для машины.
Что такое ГБО?
Установка газового оборудования позволяет использовать для работы мотора дополнительный вид топлива — газ. Для получения энергии используется пропан-бутановая смесь, помещенная в баллоны под высоким давлением. Комплект ГБО 4 поколения включает в себя следующие компоненты:
- газовый баллон. Его емкость зависит от мощности двигателя и типа автомобиля, важно выбирать максимально прочный, надежный и долговечный баллон;
- мультиклапан (пропан) или вентиль (метан) с запорной арматурой, предназначенный для подачи газового топлива в редуктор;
- расходная и заправочная магистраль, обеспечивающие перемещение газа;
- редуктор — один из самых важных элементов системы, он подогревает газ за счет циркуляции в нем жидкости из системы охлаждения ДВС и снижает давление газа для подачи на форсунки;
- электронный блок управления. Это «мозг» системы, микрокомпьютер, который отвечает за подачу и расход газа с определенными параметрами;
- газовые форсунки. Их количество зависит от числа цилиндров двигателя, они отвечают за подачу газа в ДВС;
- газовые фильтры, температурные датчики, а также входной, выходной и аварийный клапаны.
Еще одним компонентом системы можно назвать кнопку переключения газ-бензин, с помощью которой выбирается оптимальный в данный момент тип топлива. Полный перечень комплектующих зависит от особенностей комплекта, его поколения,
Плюсы и минусы ГБО
После установки ГБО на свой двигатель водитель получает возможность существенно экономить на заправке. Бензин дорожает с каждым годом, он становится важной частью бюджета автовладельцев. Перевод машины на газовое горючее уменьшает расходы в несколько раз, поэтому все затраты на установку комплекта оборудования быстро окупаются. Особенно это важно для коммерческого транспорта, который приходится использовать постоянно. Бизнес получает возможность существенно сократить эксплуатационные затраты.
У установки ГБО есть еще несколько плюсов, помимо экономичности:
- экологичность. При сжигании газовой смеси выделяется намного меньше токсичных веществ, чем при сгорании бензина и дизтоплива. Перевод на газ позволяет уменьшить вред, причиняемый окружающей среде;
- повышение срока службы свечей зажигания. При сжигании газа на них меньше образуется нагар, поэтому они будут работать дольше;
- защита компонентов двигателя от преждевременного износа. Мотор дольше работает без капитального ремонта, это дополнительно уменьшает затраты на эксплуатацию автомобиля;
- получение дополнительного запаса топлива. Заезжать на заправочные станции можно намного реже, можно проходить большие расстояния без дозаправки. Это важно для жителей отдаленных районов, где слабо развита транспортная инфраструктура.
ГБО — это экономично и удобно. Однако минусы у перевода авто на газ тоже есть. Баллону требуется место в багажнике, у коммерческих автомобилей его чаще всего приходится устанавливать под днищем. При установке ГБО 1, 2 и 3 поколений снижается мощность двигателя не из-за физических особенностей газового топлива, а из-за устаревшего алгоритма дозирования и подачи топлива. Кроме того, потребуется получить отметку про ГБО в ПТС и пройти другие этапы процедуры легализации.
Мифы про ГБО
Существует немало мифов про газобаллонное оборудование и его эксплуатацию. Можно перечислить самые распространенные из них:
- газ в баллоне взорвется. На самом деле при правильной установке и эксплуатации риск взрыва очень невелик. Система оснащена несколькими ступенями защиты с автоматическим перекрыванием подачи топлива при повышении давления, утечке и любых других нарушениях. Газ в автомобиле неопасен, если водитель соблюдает требования к использованию и проводит все сервисные работы только у профессионалов;
- машина хуже едет и медленнее разгоняется. Этот миф верен только отчасти. Газ имеет другое октановое число, поэтому двигатель действительно частично теряет мощность. Однако установка электроники нового поколения сводит различия к минимуму — в большинстве случаев водитель и пассажиры не замечают разницу в мощности двигателя;
- автомобиль сложнее продать. Газобаллонное оборудование становится все более распространенным, информированность о нем растет, поэтому увеличенная экономичность может, напротив, оказаться плюсом при продаже. Но только в том случае, если водитель легализовал перевод на газ и прошел всю процедуру регистрации;
- установка стоит очень дорого. Перевод машины на газ действительно требует вложений, но все расходы быстро окупаются даже у личных автомобилей, которые используются не так часто, как коммерческий транспорт. Комплекты ГБО становятся более доступными по цене, поэтому пользуются растущим спросом.
Можно найти подходящий вариант ГБО для установки и на старые карбюраторные, и на новые инжекторные автомобили. Впоследствии водитель уже в течение первых нескольких месяцев заметит существенную экономию на топливе.
Стоит ли ставить ГБО на автомобиль?
Установка ГБО на автомобиль — выбор для тех, кто умеет экономить и заботится об экологии. Основное преимущество газобаллонного оборудования — резкое сокращение затрат на топливо, а также снижение расходов на ремонт двигателя. Это быстро окупает все вложения. Повышенные риски от установки баллона нивелируются при правильном обслуживании — опасность возгорания и взрыва будет не больше, чем при эксплуатации двигателя на бензине.
Каждый водитель сам принимает решение об установке ГБО, однако отзывы подтверждают, что такое вложение будет оправданным. Это возможность перестать каждые несколько дней оставлять крупные суммы на автозаправках и защитить двигатель от преждевременного износа.