Согласно совместному приказу Министерства энергетики и Федеральной антимонопольной службы, с 1 мая до 30 июня нефтяники обязаны реализовывать на бирже 5% производимого бензина (было 10%) и 3% дизельного топлива (было 6%).
Главная цель такого послабления связана с тем, что спрос на внутреннем рынке из-за карантина сильно упал, и таким образом дать компаниям отрасли возможность продавать больше за границу. Переизбыток предложения обвалил оптовые цены и в результате нефтяникам пришлось продавать бензин на бирже дешевле себестоимости. По оценкам компании "Аналитика товарных рынков", в середине апреля каждая тонна топлива приносила более двух тысяч рублей убытка.
Бензин за границей стоит дороже, чем на внутреннем рынке и государство компенсирует нефтяникам эту разницу, чтобы избежать поднятия цен до мирового уровня.
В обратном случае, если нефтяники продают свои продукты по мировым ценам, то уже они обязаны перечислять деньги в бюджет.
Производители предлагали сделать демпферный механизм более справедливым, привязав его к биржевым ценам. Однако правительство решило, что в кризисные времена важнее спасать бюджет, чем отрасль.
Реальная польза от снижения нормативов обязательной продажи нефтепродуктов на бирже невелика, поскольку экспорт сейчас гораздо убыточнее внутренних продаж.
По информации Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ), экспортеры потеряют 12,4 тысячи рублей на каждой тонне бензина АИ-92 и 18,4 тысячи дизельного топлива по сравнению с продажей на российской бирже.
Единственная возможность получить выгоду для отечественных НПЗ в сложившейся ситуации — расширение продаж на зарубежных рынках за счет ценового преимущества.
Уже в апреле российские нефтяники возобновили экспорт бензина на Украину. Две украинские фирмы — "Западная нефтегазовая компания" и "Евростандарт" — приобрели у "Газпром нефти" в общей сложности 515 тысяч тонн АИ-92. Этой неожиданной ситуации, в том числе, послужили эксперименты Беларуси с покупкой дорогой нефти в Норвегии и других странах, и ожидаемое подорожание белорусских нефтепродуктов.
В апреле нефтеперерабатывающие заводы традиционно останавливаются на ремонт, и сейчас многие производители уже сообщили о продлении "ремонтной паузы" до лета.
Это не может не сказаться на объемах предложения топлива. По данным ЦДУ ТЭК, в апреле производство бензина сократилось на 20% (с 648 тысяч тонн до 515,8 тысячи), дизеля — на десять процентов (с 1,45 миллиона тонн до 1,3 миллиона).
В то время как на Западе ослабляют карантин и предприятия возвращаются к работе и спрос на топливо повышается.
Нефтяники этим пользуются и экспорт бензина растет. Как сообщило Министерство энергетики, за первую неделю мая за границу продали 101 тысячу тонн бензина (месяцем ранее было 74,4 тысячи).
Карантин ослабляют и в России. Так, в Москве с 12 мая возобновлена работа промышленных предприятий и строек, что неизбежно повысит внутренний спрос на топливо, и, по мнению аналитиков, в июне возможен дефицит. Результат ожидаем — новый скачок цен на бензин.